Мобильная версия: wap.lensart.ru Language: [Русский]  (English)
 
ГлавнаяСтатьиФорумыФотоАвторыВыставкиФотостудииПоискВойтиЧаВОО сайте

Автор: Мартынюк Александр > Статьи >

Первые эротические фотографии

Об авторе, техника

Мартынюк Александр Всеволодович
радиофизик
любитель, интересующийся фотографией

Новые фото, лучшие фото
• Новые фотографии сегодня
• Лучшие фотографии сегодня
• Лучшие фотографии вчера
• Лучшие фотографии позавчера
• Лучшие фотографии месяц назад
• Лучшие фотографии 3 месяца назад
• Лучшие фотографии сайта:
• Портреты, пейзажи, натюрморт, макро

Форум Новости

• ХОРОШИЕ НОВОСТИ (15)
• Новое: Админ: абонплата (67)
• Модерировать? (1181)
• ЛенсАрту 15 лет!!! (3)
• ЛенсАрту 10 лет! (11)

Форум Общие вопросы

• Разблокируйте всех заблок... (10)
• почему так много ХОРОШ... (2451)
• "Склонности фотографии" (1821)
• Не хочу критики (48)
• ВЕЛИК и МОГУЧ (164)
• Права на съемку (10)
• КОНКУРСЫ, выставки , пр... (120)
• конкурс "Кукушечка" (218)
• Раскрываем жанровую фот... (621)

Форум Фотографии и авторы

• Отсутствие возможности гол... (20)
• УДАЛЕНИЕ РАБОТ, БАНЫ: ... (2636)
• НАШИ ПОЗДРАВЛЕНИЯ (482)
• На остриё критики (2568)
• Воровство фотографии (624)
• Фотографии, авторы и неавт... (16)

Форум Техника фотографии

• Сжатие без потери качества (22)
• Про хроматическую аберра... (12)
• Дилема с выбором фотоапарата (42)
• Кисть снега, цвет кисти, реж... (6)
• Графика в фотографии (181)
• О пересветах (25)
• Цейтраферная съемка – пра... (43)
• Некоторые замечания по ин... (39)

Форум Предложения и пожелания

• Мысли вслух о немыслимом (302)
• Конкретные пожелания по ... (199)
• об этике комментария (2276)

Цифра/Пленка/Оптика/Остальное

• Canon EF 16-35 f/2.8 L II или... (18)
• Продаю canon extender ef 2x III (8)
• Куплю Canon EF 24-70mm f/2... (6)
• Чистящая салфетка (22)

Форум Приглашаю в путешествие


Форум Флейм. Немодерируемое

• Сбои в работе сайта (617)
• Рекомендую глянуть! (873)
• Фотоюмор (1128)
• Очевидное-невероятное (25)
• Админ: абонплата (436)
• Админ: коллективное соде... (759)
• Почему я не концептуалист? (498)
• События в Петербурге, кото... (15)
• humor || Как стать знамени... (39)
• Снова о критике и современ... (34)
• В поисках утраченного стыда (109)
• БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!!! (18)
• О специфических модных т... (100)

Перейти к рубрике 

Поиск по фотографиям 

Поиск по авторам 

Первые эротические фотографии

А. В. Мартынюк, Н. А. Мартынюк



В настоящей работе собраны воедино сведения о тех немногих, действительно первых, эротических фотографиях, которые были сделаны до 1850 года. Указано местонахождение оригиналов, авторство и дата их создания. В статье также изложено мнение авторов о некоторых фотографиях, которые относят к числу первых. Указаны ошибочные точки зрения, которые, к сожалению, распространены во Всемирной информационной сети.

***

В конце статьи приведен нумерованный список цитируемых первоисточников. Порядковый номер первоисточника в списке указывается в тексте статьи в квадратных скобках.

Все цитаты выделены курсивом. Подчеркивания в них и небольшие вставки, выделенные квадратными скобками, принадлежат авторам статьи.

Некоторое неудобство для читателя может составить большое число примечаний. Дело в том, что возникновение эротической фотографии неразрывно связано с появлением фотографии, как таковой, а ее выразительные возможности на этапе становления существенно ограничивались уровнем техники и технологий того времени. Поэтому авторы сочли необходимым снабдить текст рядом коротких комментариев исторического и технологического характера, которые вынесены в примечания.

***

1850 год знаменует некий своеобразный исторический рубеж. До нашего времени дошло достаточно много эротических фотографий, сделанных разными авторами как в этом году, так и в последующие, а вот фотографий сделанных ранее — единицы...

К числу первых следует отнести дагерротип из коллекции Нью-Йоркского «Metropolitan Museum of Art» (рис. 1) [1]



Рисунок 1. Две обнаженные женщины (Two Nude Women), 1840е.

Неизвестный фотограф (Франция).

Дагерротип, стереопара, каждое изображение 5,6 x 6,5 см.


Комментарий музея. Сочетание дагерротипа (с его прекрасным исполнением деталей) и стереоскопии (с ее трехмерной иллюзией и неопределенностью масштаба) оказалось привлекательным для производителей и потребителей эротического искусства. Стереоскопические дагерротипы часто украшены тонким ручным раскрашиванием, имитирующим естественные тона кожи, с цветными и золотыми штрихами на жемчужных ожерельях, драгоценных подвесках и сверкающих диадемах, которые были частыми атрибутами модели.

***

Еще один ранний дагерротип из коллекции музея Гетти (The J. Paul Getty Museum) показан на рис. 2 [2].



Рисунок 2. Две женские фигуры (Nude Study with Two Female Figures).

Неизвестный фотограф (Франция), 1847-1853.

Дагерротип (10,8 x 14,45 см), ручное раскрашивание.


Комментарий музея. Две женщины смотрят с обожанием друг на друга и физически взаимодействуют. Женщина сверху кладет руку под грудь другой, как будто лаская ее, но их позы фронтально ориентированы и явно предназначены для зрителя, а не друг для друга. Тела на фотографии тщательно позиционированы для полного откровения. Обе женщины помещены перед зеркалом так, что казалось бы, нет ни дюйма их плоти, который остался бы нераскрытым.

Лесбийское содержание этого дагерротипа может показаться удивительным [странным] для своего времени. На других французских эротических фотографиях обычно присутствует одна женщина, поза которой балансирует между фантазией фотографа, академизмом и порнографией, которая была в то время очень популярна. Но [следует учитывать, что] Париж был главным поставщиком эротических образов на международном рынке.

***

К числу первых также относится дагерротип Феликса-Жака Мулена (Félix-Jacques Moulin) из коллекции Национальной галереи Канады (рис. 3) [3].



Рисунок 3. Дагерротип Феликса-Жака Мулена, около 1845.


Возможно, к этому изображению, как индивидуальное название, больше бы подходило «девушка у колодца» или «омовение». Музейное же название, прежде всего, отражает стиль этой работы, который считается академическим.

Еще один дагерротип этого же фотографа, созданный ранее 1850 года, показан на рис. 4 (слева) [4, 5]. Его местонахождение: Вена, музей «Альбертина».

Несмотря на то, что дагерротип из коллекции Нью-Йоркского «Metropolitan Museum of Art» [6] (рис 4, справа) датирован «около 1850», его так же можно отнести к числу первых.



Рисунок 4. Дагерротипы Феликса-Жака Мулена.

Слева: Обнаженная девушка, стоящая с льняной рубахой в руке.

(Nude Girl Standing with a Linen Shirt in Her Hand), 1849.

Размер изображения 25 x 16 см.

Этикетка на обороте: I 53, 4122/17, инв № 72/22, дагерротипия,
приобретено у Пайтнера в Вене, 1895.

Справа: Две стоящие обнаженные девушки (Two Nudes Standing), около 1850.

Размер изображения 14,5 x 11,1 см.


Комментарий музея. Хотя Мулен был приговорен в 1851 году к месяцу тюремного заключения за производство изображений, которые, согласно судебным документам, были «настолько непристойными, что даже произносить их названия ... было бы совершить непристойность», эти дагерротипы кажутся более тяготеющими к искусству, чем к эротике.

Отсутствуют будуарный реквизит, яркие украшения и провокационные позы, типичные для порнографических дагерротипов ручной раскраски. Вместо этого на фотографии изображены молодые женщины, совершенно непринужденные и раскованные в своей наготе, как Венера Боттичелли. В их позах нет той сухости классической фотографической «академии», которая создает впечатление, будто изображение предназначено для художников в качестве заменителя живой модели.


Оба представленных на рис. 4 дагерротипа близки как по композиционному решению, так и по технике исполнения (тонирование изображений, золоченая овальная оправа). Поэтому есть все основания полагать, что они сделаны в одно и то же ( или почти в одно и то же) время. А датировка «около 1850», при имеющейся неразберихе с авторской принадлежностью старых фотографий и датами их создания, без ущерба для истины может быть смещена в сторону 1949 года.

***

В отличие от представленных выше дагерротипов, изображение на рис. 5 — отпечаток на бумаге с коллодиевого стеклянного негатива. Эта фотография есть на сайте «Wikimedia» [5], в коллекции «Vintage nude photographs: Félix-Jacques Moulin». Там же указано местонахождение оригинала: Париж, Национальная библиотека Франции.



Рисунок 5. Фотография Феликса-Жака Мулена.

Обнаженная женщина, стоящая среди разбросанной одежды, 1849.

Femme nue debout, vêtements épars (фр.)

Отпечаток на бумаге с коллодиевого стеклянного негатива размером 20,8 x 15,2 см.

Paris, bibliothèqie nationale de France, département des Estampes et de la Photographie, Eo75b.

Надпись на рамке фотографии, напечатанная золотыми буквами: Études photographiques atelier photographie rue Richter 23 lith. Quinet St Honoré 166.


Несмотря на авторитет источника, на который ссылаются в [5], у авторов статьи есть сомнения в достоверности даты создания этой фотографии (1849 год).

Сомнение первое — технологического характера.

Общеизвестно, что коллодиевый способ получения фотографических изображений, реализующий схему «негатив — позитив», предложил в 1851 году Фредерик Скотт Арчер [7].

Несмотря на ряд неудобств 1 , мокрый коллодиевый процесс быстро вошел в употребление, и уже в 1852 году значительно потеснил дагерротипию, которая до этого была вне конкуренции в сфере создания эротических фотографий. Поэтому фотография, показанная на рис. 5, не могла быть сделана в 1849 году по технологии, предложенной двумя годами позже.

Следует отметить, что параллельно с англичанином Ф. Арчером над усовершенствованием коллодиевой технологии во Франции работали Огюст Беллок [8] и Ньепс де Сен Виктор [9]. Однако это еще не означает, что до 1851 года существовал практически пригодный вариант коллодиевой технологи, которым мог воспользоваться Феликс-Жак Мулен для реализации своих творческих замыслов. В частности, сомнительно, чтобы Мулен использовал в своей работе достижения Ньепса де Сен Виктора. «В зависимости от экспонометрических условий длительность выдержки составляла от 5 до 15 минут, что затрудняло применение ньепсотипии для портретной съемки, но открывало большие перспективы при пейзажной съемке и репродуцировании» [9]. То есть, по своей чувствительности ньепсотипия практически ничем не отличалась от дагерротипии.

Сомнение второе — исторического, а точнее, биографического характера. Приведем короткий фрагмент текста из «Википедии» [10]:

«Мулен открыл студию фотографий на улице Фобур 31-бис Монмартра и начал продавать производимые им дагерротипы молодых девушек, в возрасте от 14 до 16 лет. В 1851 году работы Мулена были конфискованы, а сам он был приговорен к одному месяцу тюремного заключения... После освобождения Мулен продолжал свою деятельность более осторожно. ... чтобы избежать дальнейших правовых проблем, в его мастерскую был сделан черный ход».

Об этом же, другом входе в студию Мулена, со стороны улицы Richer 23, появившемся в 1851 году, также говорится в [11, 12] 2.

Только сместив дату создания фотографии не мене, чем на два года (а точнее – между 1851 и 1856 годами) 3 , можно устранить противоречия как с технологией, так и с местом ее создания: студия на улице Richer (о чем свидетельствует надпись на рамке фотографии).

***

Кроме показанных выше фотографий, есть еще две (рис. 6). Они находятся на сайте «Wikimedia» [5], в подборке «Первые эротические фотографии 1845-1890». Поскольку цитируемый источник является вторичным и косвенным, то есть, не является держателем оригиналов и официально не удостоверяет их подлинность, авторскую принадлежность и дату создания, то эти фотографии выделены нами отдельно 4.



Рисунок 6. Дагерротипы неизвестных авторов.

Слева — около 1845 года, справа — около 1850 года.


Предположительно, дагерротип, показанный рис. 6 справа, — из всемирно известной коллекции Уве Шайда (Uwe Sheid) 5. Он уникален, из-за своих отличий от остальных фотографий середины-конца 19-го века.

У всех эротических фотографий 19-го века (и начала 20-го тоже!) есть одна общая черта — помимо главного объекта съемки на изображении всегда присутствует предметное окружение.

Фотографы-первопроходцы не имели своих эстетических и технических правил и критериев «что снимать и как снимать», их еще предстояло выработать. Поэтому им приходилось ориентироваться на существовавшие в то время каноны художественного искусства, которые отнюдь не отрицали, а скорее наоборот, постулировали и поощряли предметное наполнение изображения 6.

Такой подход более чем устраивал, поскольку на время съемки, которая (в зависимости от освещения) могла длиться до десяти минут 7, необходимо было обеспечить неподвижность фотографируемого объекта. Позы моделей (стоя, сидя, лежа) выбирались с учетом этого обстоятельства, а колонны, статуи, мебель и прочая атрибутика интерьера, которая присутствует на фотографиях, часто служили дополнительными точками опоры для обеспечения неподвижности.

Фотографии 19-го — начала 20-го века статичны. По чисто техническим причинам среди них нет, и не могло быть изображений балерины, балансирующей на одной ноге в пуантах или исполняющей фуэте.

На обсуждаемой фотографии нет указанных признаков. Девушка «висит» в пространстве, опираясь спиной и одной рукой на некое возвышение (возможно, край стола). На заднем плане изображения с трудом угадывается (именно угадывается!) какой-то «тонущий во мраке» (затянутый драпировкой?) предмет, на который она опирается другой рукой. Только после аккуратного кропотливого устранения дефектов и специальной обработки изображения становятся видны некие очертания этого предмета (рис. 7).



Рисунок 7. Слева: изображение (рис. 6) после частичного устранения дефектов с помощью графического редактора. Справа: изображение после специальной обработки (в соответствие градации серого цвета ставится цвет, который выбирается из заранее определенной палитры).


Маскирование предмета на заднем плане выглядит странно и неуместно, так как нарушает композицию снимаемой сцены.

Многие первые фотографы были «переквалифицировавшимися» художниками и прекрасно знали правила построения композиций. Достаточно взглянуть на приведенные выше фотографии (рис. 2, 3), чтобы убедиться, сколь умело заполнена глубина снимаемой сцены. Даже в более простых случаях кресло присутствует, как необходимый атрибут снимаемой сцены (рис. 1), а применение драпировок на заднем плане (рис. 4, 5) не создает ощущения пространственного «зависания» модели в неестественной позе.

Поскольку предметному наполнению предавалось значение, то «пионеры жанра» прилежно трудились над воссозданием окружающей обстановки и оставляли для нее на изображении достаточно места. На эротических фотографиях середины-конца 19-го века, а их сотни, модель прочно «привязана» к месту съемки (диван, кровать, кресло, колонна и т. п.).

По той же причине ранние фотографии конкретны в своих деталях. Украшения, элементы одежды, вуали, накидки и т. п. проработаны на них весьма тщательно, и не оставляют у зрителя сомнения в том, что это такое 8.

Среди ранних фотографий нет изображений обрезанных «под ягодицы», как это сделано на рис. 6 справа, и, уж тем более, на них нет красавиц с «ампутированными» выше колен ногами. Такой фотографический прием как маскирование (драпировкой или с помощью элементов одежды, например, чулок), с целью искусственного укорочения образа во время съемки не встречается больше ни на одной из ранних фотографий. Не помещавшуюся в кадр часть тела просто выпускали за край изображения.

Озадачивает положение левой руки модели. Кисть руки повернута в сторону туловища (то есть, вывернута почти в предельное положение), что в совокупности с прижатым к ладони большим пальцем должно вызывать неприятные ощущения при длительном позировании. Хорошо обозначенная подмышечная складка пересекает на изображении плечо, что создает впечатление кукольной «шарнирности» руки.

В «океане обнаженки», который затапливает просторы Всемирной информационной сети, можно «отловить» достаточно много фотографий, на которых позы моделей близки к обсуждаемой. На всех фотографиях, которые были найдены авторами статьи, рука модели повернута ладонью вниз (рис. 8), что соответствует ее естественному (не напряженному) состоянию.



Рисунок 8. В центре: фрагмент изображения, показанного на рис. 6.

Слева и справа: фрагменты современных фотографий.


Несмотря на то, что на найденных фотографиях позы моделей (разворот плеч, положение руки, головы), ракурс съемки и условия освещения несколько отличны, ни на одном изображении подмышечная складка не пересекает плечо и не создает впечатление «приставной руки».

В целом, обсуждаемый дагерротип производит неоднозначное впечатление. Конечно, можно считать, что это смелый эксперимент фотографа-«авангардиста» середины 19 столетия, но, скорее всего, это поделка дилетанта, который, в силу своего непрофессионализма, нарушил «каноны жанра»; неудавшийся дагерротип, который был неумело ретуширован и раскрашен 9.

***

К вышеизложенному необходимо добавить следующее:

1. Этика и мораль середины XIX столетия были слишком строги, по современным меркам. Поэтому многие фотографы, занимавшиеся созданием эротических образов, а также позировавшие им модели, во избежание судебного преследования и общественной обструкции, предпочитали сохранять анонимность. Уже только в силу этого обстоятельства, определение авторской принадлежности ранних изображений и времени их создания затруднено.

2. Из-за затруднений с определением времени создания ранних эротических фотографий бессмысленно затевать спор по поводу того, какая из них была «самая-самая первая», и кто ее автор. Скорее, следует говорить о небольшой группе ранних фотографий, сделанных до 1850 года.

3. Не подлежит сомнению, что все ранние эротические фотографии были дагерротипами. Эта технология была на то время единственным способом получения высококачественных изображений.

4. Первые фотографы относились к своим творениям как к коммерческому продукту, а не как к будущим музейным экспонатам, представляющим историческую и художественную ценность. Поэтому ранние фотографии не имеют индивидуальных названий. В современных музейных коллекциях они значатся под названиями, которые отражают существенные, наиболее характерные признаки изображения: «Одна стоящая девушка...», «Две обнаженные женщины...», «Обнаженная у колонны...» и т. д. — что часто порождает путаницу.

Так, например, во Всемирной информационной сети, под фотографией, показанной на рис. 4 (слева), часто указывают название «Обнаженная женщина, стоящая среди разбросанной одежды» (фр.: Femme nue debout, vêtements épars), а не «Обнаженная девушка, стоящая с льняной рубахой в руке».

5. Во Всемирной информационной сети широко распространено мнение, что первой эротической фотографией является дагерротип Феликса-Жака Мулена, созданный в 1850 году (рис. 4 справа). В лучшем случае авторство и дата его создания указываются верно [14, 15], но довольно часто датой его создания считают 1839 год [16, 17] 10.

Наивно полагать, что эротические фотографии появились сразу же после 10 августа 1839 года, когда Луи Жак Манде Дагер (Louis Jacques Mande Daguerre, фр.) представил свое изобретение Французской Академии наук [18]. Месяцем ранее (3 июля 1839 года) физик и астроном Доминик Франсуа Араго, которому Парламент поручил детально разобраться в сущности изобретения, сделал в Палате депутатов доклад 11, В конце доклада он особо отметил, что методом Дагерра еще нельзя делать портреты, но «требуется лишь незначительное усовершенствование, чтобы г-н Дагерр был в состоянии получать снимки живых людей» [18].

То есть, в середине 1839 года, возможность фотографирования живых людей была еще нерешенным вопросом.

***

Да, сообщение Дагерра вызвало в обществе ажиотаж [19]. Но для того чтобы изобретение, сколь бы притягательным оно ни было, вошло в жизнь одного устного доклада недостаточно.

Необходимо было, чтобы Дагерр написал руководство по применению изобретенного им метода и издать его (что и было сделано).

Необходимо было удовлетворить спрос на фотоаппаратуру. Фотокамеры в то время делались вручную, индивидуально, «под объектив».

Необходимо было насытить рынок достаточным количеством фоточувствительных материалов и химикатов. Ювелирные мастерские и аптеки, которые в то время, чаще всего, продавали химикаты в розницу, не справлялись с такими задачами. Требовалось наладить промышленное изготовление полированных, серебряных (или медных посеребренных) пластин с фоточувствительным слоем.

Для раскрашивания дагерротипов требовались профессионально подготовленные художники. Поэтому на рынке «художественного труда» должно было произойти перераспределение «рабочей силы». Об этом В. Беньямин писал [20]: «...около 1840 года большинство бесчисленных портретистов-миниатюристов стало фотографами, сначала наряду с живописной работой, а скоро исключительно. Опыт их первоначальной профессии оказался полезен, причем не художественная, а именно ремесленная выучка обеспечила высокий уровень их фоторабот».

И, наконец, следует учитывать, что существовала альтернатива эротической фотографии. Дагерротипы были дорогим удовольствием, но вполне доступны «среднему классу». Желающие запечатлеть себя и свою семью «для истории» выстраивались в очереди. Портретные работы приносили неплохой доход и, вместе с тем, позволяли жить спокойно, без недоразумений с цензурой, столкновений с полицией, не рискуя своим состоянием, свободой и репутацией.

Разрыв в несколько лет между 1839 годом и временем появления первых эротических фотографий, уже только в силу перечисленных причин, выглядит обоснованно. Эротические фотографии, как коммерческий продукт, могли появиться только тогда, когда «фотоиндустрия XIX века» оказалась в состоянии производить продукцию необходимого качества, и коммерческие выгоды превышали издержки, связанные с риском изготовления и сбыта такой продукции. Не раньше и не позже.



А. В. Мартынюк, к.ф.-м.н, радиофизик.

Н. А. Мартынюк, психолог, дизайнер.

13.09.2012



Обсуждению статьи посвящена тема форума




Список первоисточников


  1. Daniel, Malcolm. "The Daguerreian Age in France: 1839–1855". In Heilbrunn Timeline of Art History. New York: The Metropolitan Museum of Art, 2000. http://www.metmuseum.org/toah/hd/fdag/hd_fdag.htm

  2. Unidentified photographer “Nude Study with Two Female Figures” [фотография] http://www.getty.edu/art/gettyguide/artObjectDetails?artobj=64911

  3. Félix-Jacques-Antoine Moulin “Académie, c. 1845” [фотография] http://www.gallery.ca/en/see/collections/artwork.php?mkey=35891

  4. Félix-Jacques-Antoine Moulin “Nude Girl Standing with a Linen Shirt in Her Hand” [фотография] http://www.luminous-lint.com/app/photographer/Jacques__Moulin/A/

  5. Wikimedia. Category: Vintage nude photographs http://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Vintage_nude_photographs?uselang=ru

  6. Félix-Jacques-Antoine Moulin “Two Standing Female Nudes” [фотография] http://www.metmuseum.org/Collections/search-the-collections/190035120

  7. Чибисов, К. В. Очерки по истории фотографии. М.: Искусство, 1987, 255 с.

  8. Auguste Belloc, 1800-1867, Paris http://www.idaogallery.com/biographies/auguste_belloc/index.html

  9. Изобретение Ньепса де Сен Виктора http://photomir.org.ua/blog/izobretenie_nepsa_de_sen_viktora/2011-11-01-286

  10. Википедия. Статья «Félix-Jacques Moulin» http://fr.wikipedia.org/wiki/Félix-Jacques_Moulin

  11. Darmon, Adrian. La photographie au service des artistes mais aussi des artistes photographes http://www.artcult.fr/_Photographie/Fiche/art-0-1265977.htm?pageN=0

  12. Félix-Jacques-Antoine Moulin (1802 - après 1875) http://expositions.bnf.fr/napol/grand/057.htm

  13. Scheid, Uwe, Koetzle, Michael. 1000 Nudes: Uwe Scheid Collection, Taschen GmbH, 1996, 756 p.

  14. Первая эротическая фотография http://johan.psto.net/oionhs

  15. Первая эротическая фотография http://ribalych.ru/2012/08/14/fotografiya-v-istorii-samye-pervye-kadry/

  16. Первое в мире эротическое фото и другие самые первые http://shutov-sparkle.livejournal.com/321757.html

  17. World's First Erotic Photo http://pinterest.com/anneliesdeibert/photo/

  18. Евгенов, С. В. Дагерр, Ньепс Тальбот. К столетию открытия фотографии. 1938. http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=104218

  19. Луи Дагер и Жозеф Ньепс. Их жизнь и открытия в связи с историей развития фотографии. Биографические очерки. [Брошюра В. Ф. Буринского из серии «Жизнь замечательных людей», изданной Ф. Ф. Павленковым]. http://www.e-reading.org.ua/book.php?book=92142

  20. Беньямин, Вальтер. Краткая история фотографии. [Статья написана и опубликована в 1931 в еженедельнике «Die literarische Welt». Ее перевод по изданию: Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996, С. 66-91, есть на сайте]: http://photoeditor.in.ua/theory/book/125-kratkaya-istoriya-fotografii





1 Тринитроцеллюлоза, разбухшая в смеси эфира со спиртом, называется коллодион, а растворённая в избытке растворителя образует непосредственно коллодий, который представляет собой бесцветную или слегка желтоватую, сиропообразную жидкость, оставляющую после испарения растворителя тонкую пленку.

Для получения фоточувствительного слоя на поверхность стеклянной пластинки вначале наносится раствор йодистого калия в коллодии. Затем пластинка обрабатывается раствором азотнокислого серебра. В результате образуется так называемая коллодиевая эмульсия - йодистое серебро, распределенное в коллодии. Эта эмульсия не проявляется в сухом состоянии, поэтому съемку и обработку необходимо производить сразу же после изготовления фотопластинки, пока она ещё влажная.

Коллодиевая технология позволила значительно сократить время экспозиции, сильно снизить стоимость и время изготовления фотографических пластин по сравнению с дагеротипией.

2 Помимо неразберихи с авторской принадлежностью старых фотографий и датами их создания существует масса других неточностей. В [5] название улицы — Richter, но в [11, 12] — Richer. Несомненно, речь идет об одной и той же улице. Приходится выбирать. Французские источники [11, 12] вызывают больше доверия.

3 В марте 1856 года Мулен отправился в Алжир с тонной фотографического оборудования [10, 11, 12]. Поездка длилась полтора года. Ее итог — «Алжирский альбом» Мулена — более 300 фотографий (пейзажи, портреты, жанровые сцены)...

4 На момент написания статьи авторам не удалось определить местонахождение подлинников.

5 Коллекция немецкого фотографа Уве Шайда послужила источником нескольких книжных изданий; в частности [13]. Фотографии, вошедшие в цитируемое издание несколько раз копировались в электронном виде и распространялись как во Всемирно информационной сети, так и на лазерных дисках. Авторы статьи знакомы с содержанием этой коллекции только по ее электронной копии (скорее всего, неофициальной).

6 Избавляться от предметного окружения, делать изображение более абстрактным и менее привязанным к месту и времени, экспериментировать со светом и тенью, работать с формой линий и объемом начали позже — где-то в 20-30 годы 20-го столетия. Естественно, для творческих поисков такого рода требовалось не только осознание того, что «фотография это может», а и соответствующая техническая база: качественные фотоматериалы, совершенная фотоаппаратура и мощные электрические источники освещения. Фотографы середины 19-го столетия вынуждены были довольствоваться куда более скромными возможностями (например, см. [7]).

7 Длительные экспозиции были серьезным недостатком с которым неустанно боролись совершенствуя как технологию фотографического процесса, так и аппаратуру. Поскольку в статье речь идет о первых (ранних) фотографиях, авторы особо обращают внимание на этот недостаток.

8 Из-за стремления как можно точнее воспроизвести на фотографии всю снимаемую сцену, в том числе и предметное окружение, светлые, хорошо освещенные участки изображения, часто оказывались «переэкспонированными». Это еще одна отличительная черта ранних фотографий. Ручное раскрашивание дагерротипа позволяло скрыть этот недостаток, но на многих фотографиях, полученных по технологии негатив-позитив это заметно. Фотографам-пионерам катастрофически не хватало экспозиционной широты современных фотографических процессов, высококачественной современной оптики и мощных источников освещения. Все ранние фотографии эротического жанра — студийные постановочные сцены, которые были сняты при естественном освещении.

9 От мысли о фотомонтаже, которая может прийти в голову неосведомленному читателю, следует сразу же отказаться. Дагерротипия — одностадийный процесс. Единственное и неповторимое позитивное изображение на посеребренной металлической пластинке формируется сразу же во время экспонирования, а затем проявляется. В отличие от двухстадийных технологий «негатив-позитив», здесь нет возможности манипулировать негативами в процессе изготовления позитива. В то же время, фотографический слой на первых дагерротипах был нестойким. Его легко можно было стереть пальцем. Даже после усовершенствования технологии (особый способ золочения) «время жизни» дагерротипа, при бережном хранении в отдельном футляре, составляло 3-5 лет. Затем изображение неизбежно начинало портится.

10 На самом деле, благодаря «стараниям» блогеров, число ссылок намного больше. Для того чтобы убедится в этом, достаточно поисковому серверу задать ключевые слова: «первая эротическая фотография» или «World's First Erotic Photo». Как правило, в блогах можно найти много «нового и интересного», например:

«Первое эротическое фото было получено в 1839 году Луи Жаком Манде Дагером, который опубликовал способ получения фотографии на медной пластине, покрытой серебром. Историки считают, что данный снимок был сделан в том же году» ( http://photo-time.info/znat/8-pervoe-yeroticheskoe-foto.html ).

«Наверняка вам интересно, когда было сделано первое эротическое фото. Мы вам запросто это расскажем — случилось сие событие в 1850-м году, а создал этот шедевр Феликс Мулен, конечно же из Франции» ( http://ribalych.ru/2012/08/14/fotografiya-v-istorii-samye-pervye-kadry ).

Благодаря «творчеству» снедаемых тщеславием дилетантов, блоги, задуманные как средство для творческого самовыражения личности, часто превращаются в отвратительного, уродливого антипода — среду для бездумного копирования чужих мыслей, воровства чужих произведений (в первую очередь, фотографий), распространения ложной информации, слухов и небылиц. Беда в том, что весь этот «хлам» регистрируется поисковыми серверами. Информация из первоисточников просто «тонет», «растворяется» среди всякого мусора. Упрек в воровстве также обоснован, ибо при заимствовании и цитировании считается приличным указывать первоисточник. Печально, что эта деятельность всемерно поощряется.

11 Хронология общественного признания и перехода в национальное достояние изобретения Луи Жака Манде Дагера и его партнера Жозефа Нисефора Ньепса следующая [5, 18, 19]:

7.01.1839 г. — краткий доклад Ф. Араго Французской Академии наук об изобретении Даггера.

14.06.1839 г. — заключено временное письменное соглашение между министром внутренних дел Франции Дюшателем, Дагером и Исидором Ньепсом (сыном и наследником Ж. Н. Ньепса).

15.06.1839 г. — составлен, подписан и от имени короля внесен в Палату депутатов Парламента соответствующий законопроект. Создана парламентская комиссия, которой поручено изучить законопроект и связанные с ним обстоятельства. Председатель комиссии — Ф. Араго.

3.07.1839 г. — обсуждение законопроекта от 15.06.1839 в Палате депутатов. Докладчики — Дюшатель, Араго. Законопроект принят. Перед его рассмотрением и утверждением в Верхней палате Парламента (Палате пэров) создана еще одна комиссия. Председатель комиссии физик и химик Луи Жозеф Гей-Люссак.

30.07.1839 г. — законопроект от 15.06.1839 рассмотрен в Палате пэров и утвержден. Докладчик — Гей-Люссак.

10.08.1839 г. — доклад Дагерра о своем изобретении на заседании Французской Академии наук.


страница создана 22.12.24 в 15:30:04 (GMT+3)